Презентация (PDF) Биография Э.Хемингуэя |
Работы учащихся к произведению Э.Хемингуэя «Старик и море» |
Оборудование: Рисунки учащихся, мультфильм.
Цель урока:
1) проанализировать содержание повести,
2) выявить его основную идею,
3) сопоставить повесть «Старик и море» с другими
произведениями в аспекте взаимоотношений «человек и природа».
Ход урока:
I. Видео-ролик, стихотворение Байрона
ROLL on, thou deep and dark blue Ocean, roll!
Ten thousand fleets sweep over thee in vain;
Man marks the earth with ruin; his control
Stops with the shore; upon the watery plain
The wrecks are all thy deed, nor doth remain
A shadow of man’s ravage, save his own,
When, for a moment, like a drop of rain,
He sinks into thy depths with bubbling groan,
Without a grave, unknelled, uncoffined, and unknown.
Байрон «Море»
Кати свои волны, старик Океан,
Пусть горы вздымаются ввысь над водою,
И хоть человек на земле словно хан, -
Как раб изумленный стоит пред тобою!
Твоей красотой пораженный и силой,
Войдет в твои воды,
Судьбы не страшась,
И вот, словно щепку волной его смыло
Разинул ты черную, гиблую пасть –
Навек суждено там безумцу пропасть!
Учитель
Организационный момент. Сообщение учащихся о цели урока.- Создание буклета-аннотации к произведению «Старик и море»
Good morning, dear students. Today we continue to introduce with one of the greatest writers of the20th century Ernest Hemingway and his famous novel “The Old man and the sea”. But our lesson is going to be unusual cos your task is to create the booklet- annotation to this novel. You will work in groups; each group will make pagesof the booklet. And Liza, who is our publisher, collects its together and makes up the annotation. We hope it’ll be useful for people who are going to read it.
II. Учитель 2
Зачитать и прокомментировать эпиграф к уроку: «Человека можно уничтожить, но нельзя победить». (Э. Хемингуэй). Затем предлагает прослушать биографию автора.
II. Краткое сообщение ученика об авторе эпиграфа (англ)
(группы заполняют страницы на русском и английском языках и отдают Лизе)
Учитель 2
Слово учителя по теме: Человек – часть природы, это бесспорно. Писатели, художники, поэты, скульпторы, архитекторы, ученый восхищаются ее совершенством, находят в ней источник вдохновения. По тому, способен ли человек чувствовать красоту природы и понимать ее язык, можно судить о его нравственном развитии. А высоконравственный человек всегда соизмерял свой жизненный путь с ритмами и законами жизни мира природы, видел ее одушевленной, мудрой:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И. Тютчев.
- Отношение к природе – мерило духовного развития человека.
- Свобода морской стихии, единоборство с ней человека – одна из тем, привлекающих многих писателей и поэтов:
- Пушкина
- Лермонтова
- Байрона
- Гёте
- Единоборство с морем – час истины для человека, оно же в центре повести-притчи Э. Хемингуэя. Жанр притчи предполагает глубокое нравственное, философское содержание произведения.
Учитель
«Now we will watch the paint-on-glass-animated short film “The Old Man and the Sea” First some words about this film. The Old Man and the Sea is a paint-on-glass-animated short film directed by Aleksandr Petrov. The film won many awards, including the Academy Award for Animated Short Film. Work on the film took place in Montreal over a period of two and a half years and was funded by an assortment of Canadian, Russian and Japanese companies.
(просмотр первого отрывка фильма)
III. Беседа по содержанию повести:
Учитель 2
- Как вы думаете, кто главный герой повести «Старик и море»?
- Каким вы представляете себе старика?
- Что он рассказывает о себе?
- Расскажите о мальчике, его ученике.
- Старик «любил поразмыслить обо всем, что его окружало». Что он думает о морских обитателях, человеке и его предназначении?
- Какими показаны в повести рыбаки, труженики моря, и турист?
Учитель
Работа с отрывком из произведения, найти прилагательные и выражения, описывающие старика и записать их на странице буклета.
So, let’s analyze some methods author used when he created the main character. In this case nouns are not as important as adjectives.
Listen to the description of the Old man.
Ученик. The old man was thin and gaunt with deep wrinkles in the back of his neck. The brown blotches of the benevolent skin cancer the sun brings from its eflection on the tropic sea were on his cheeks. The blotches ran well down the sides of his face and his hands had the deep-creased scars from handling heavy fish on the cords. But none of these scars were fresh. They were as old as erosions in a fishless desert.
Everything about him was old except his eyes and they were the same color as the sea and were cheerful and undefeated.
Please look through the text and find adjectives which describe The Old man.
Thin, gaunt, with deep wrinkles, The brown blotches, benevolent skin cancer, tropic sea, deep-creased scars, fishless desert, the same color as the sea, cheerful and undefeated, the old man's shoulders, strange shoulders, still powerful although very old, the neck was still strong.
You’ve read the novel and have an idea about the Old man, Look at the slide and choose the expressions which are about him.
- He was very lonely.
- The old man was a born fisherman, but he was not a butcher and fished only for a living.
- He was weak and old.
- He was greedy and silly.
- A strong man at last had met a strong fish.
- He is a symbol of old, wise generation.
I would like you to think on the question: Why given names to the boy and the old man, author did use them?
Настя: I think Ernest Hemingway wanted to show us two generation old and young. Old generation teaches, instructs and shares its wisdom. But they need in help and warmth.
Young generation takes care about the old and ready to take their place.
Учитель 2
- Каким вы увидели море в повести? Расскажите о нем.
К МОРЮ. Пушкин А.С.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Учитель
Sea is beautiful and mysterious, sea is life for people and many other creatures.
Ученик 2.
Listen to the extract from the story and say what pronouns are used by the Old man, when he speaks about the sea.
What colours are used by the author when he described the sea?
Green line, the gray blue hills, The water was a dark blue now, so dark that it was almost purple, the red plankton, dark water, the green of the shore, the blue hills
IV. Просмотр отрывков из анимационного фильма А. Петрова «Старик и море»
- Впечатления.
- Побежден ли старик в повести и в фильме. Что он сам говорит об этом?
V. Проверка домашнего задания.
-Учащиеся зачитывают сочинения-миниатюры по темам:
1) «Море – стихия свободы».
2) «Каким я вижу предназначение человека на земле?»
VI. Подведение итогов урока.
VII. Заключительное слово:
Пожелание
Если по морю жизни суровому
Ты отправишься в дальний путь,
То в странствиях и приключениях
Ты главное не забудь:
Ты достигнешь цели заветной
И корабль свой сохранишь,
Только если в свою команду
Самых верных друзей включишь.
Капитаном пусть будет Совесть
А помощником Веру назначь
У штурвала поставь ты Упорство
Так ты выдержишь шторм неудач.
Доброта, Милосердие, Щедрость
Пусть в команду твою войдут.
Творческий труд, созидание
Силы всегда дадут.
Погружайся в глубины сознания,
Прокладывай твердо свой путь!
Нет покоя в стихии стремительной,
Не ленись, не мечтай отдохнуть.
Красота, совершенство жизни
Стать доступными смогут тогда,
Когда с достоинством выдержишь
Потери и тяжесть труда.
Будь собою всегда, путешественник!
И тогда, проживя свой век,
Ты заслужишь у Провидения
Имя гордое – Человек!