Сценарий урока по теме «Нефть или тендер на поставку бензина»

Нефть (буклет) Авторы:
Ткачук Елена Павловна (учитель химии)
Дуплянкина Светлана Юрьевна (учитель математики)
Симанбаева Аягоз Маратовна (учитель английского языка) МАОУ «Средняя школа №1»

Предметы: химия, математика, английский язык

Класс 10 класс

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемный, интегрированный

Форма урока: деловая игра

Используемые технологии:

• проблемная,

• ИКТ-технологии,

• игровые методы,

• межпредметная интеграция

• здоровьесберегающие,


Планируемые результаты:

Личностные:

• формирование мотивации учения;

• осознание возможностей самореализации;

• формирование коммуникативной компетенции;

• формирование общекультурной и этнической идентичности;


Метапредметные:

• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

• развитие коммуникативной компетенции;

• умение четко определять области знаемого и незнаемого

• умение ставить перед собой цели и определять задачи

• развитие исследовательских учебных действий


Предметные

• Познакомить учащихся с составом и свойствами нефти;

• Дать представление о способах ее переработки;

• Обеспечить восприятие и осмысление понятий: крекинг, ректификация, риформинг.

• Показать значение важнейших нефтепродуктов для современного человека и для экономики страны в целом;

• Познакомить учащихся с наиболее важными экологическими проблемами, возникающими при добыче, транспортировке и переработке нефти

• Познакомить с ролью нефти в развитии событий международной жизни и становлении социальной картины мира

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, презентация, нефть, вода, стаканчики, стеклянная палочка, опилки, активированный уголь.


Ход интегрированного занятия

Введение в замысел занятия: Интегрированное занятие по предметам химия, математика и английский язык задумано в форме деловой игры. Игровая цель: заключить контракт с турецкой компанией «Ботаз». В ходе игры учащиеся делятся на 3 компании и распределяют роли специалистов: инженеры, финансисты и лингвисты. Участникам деловой игры предлагается выиграть тендер, предложив самый дешевый бензин марки А92 турецкой компании, предварительно разработав способ добычи бензина из сырой нефти. Лингвисты компаний работают с деловым письмом и помогают инженерам-экологам защитить проект по способам ликвидации техногенных катастроф на английском языке. В итоге: представитель турецкой стороны выбирает компанию, с которой будет работать (рефлексия урока, дается оценивание работы каждой компании)

Организация рабочих мест в классе: заранее подготовлены 3 большие группы столов с наборами химический реактивов, карточками с заданиями и табличками с названиями компаний. Так же 3 парты стоящие по отдельности позади для работы финансистов. В начале урока учащиеся рассаживаются на любое удобное для них место.

Название этапа урока Описание деятельности учителя Описание деятельности обучающихся
Мотивация к учебной деятельности. Мозговой штурм. Просмотр видео сюжета по теме «Уватский нефтяной проект» (Приложение 1)
Урок начинает учитель английского языка: Учащиеся строят предположения, приходят к выводу о теме урока и значении нефти в современном мире.
-Good morning, students. After you’ve watched the video you are able to guess the main topic of our lesson is … (предположения учащихся о теме урока) oil. Are there other definitions for the word oil? (The black gold, the blood of the Earth etc.) Can you give explanations why?
-Назовите сферы человеческой жизни связанные с нефтью? Ответы учащихся
Обобщение учителя: Почти все процессы в нашем современном мире напрямую связаны с нефтью, использование и добыча нефти связаны с некоторыми мировыми глобальными процессами: мировая экономика и политика, мировая экология, мировая интеграция и географическое разделения труда, а также выявление специализации стран на определённых отраслях производства. Постоянно меняющаяся динамика развития нефтяной промышленности, постоянно изменяющиеся цены и котировки оказывают огромное влияние на современные мировые торговые биржи, рынки и компании, а также на всю мировую экономику в целом.
И так как наша страна позиционирует себя в мире, как страна с развитой энергетикой, в частности развитым теплоэнергетическим и нефтегазовым комплексами то, безусловно, ситуация с нефтью в мире может оказать непосредственное влияние на судьбу нашей страны. В XXI век Тюменская область вступила экономически развитым регионом. Располагая значительными ресурсами углеводородного сырья, она по праву является "энергетическим сердцем" России. Понятия «Тюмень» и «нефть» долгие годы идут в паре – во всем мире, говоря об одном, подразумевают второе, и наоборот. И все это время «черное золото», извлекаемое из земной толщи в Тюменской области, уходит за пределы региона. По объёму произведённой промышленной продукции Тюменская область на начало XXI века занимает первое место в России. Давайте вспомним, какие цифры прозвучали в видео? Предположения учащихся и обоснования ответов. Примерные ответы:
Ожидается, что благодаря стремительному развитию Уватского проекта добыча нефти на юге Тюменской области достигнет более 1 млн тонны в месяц.
Какие нефтедобывающие и перерабатывающие кампании вы знаете?: Приблизительные ответы:: "Сургутнефтегаз", "ЛУКойл", "Славнефть", "ТНК", "РОСнефть", "Газпром" и др Холдинг Сибур.
Организационный этап. Создание проблемной ситуации Цель нашего занятия погрузить вас в атмосферу некоторой конкурентности и экономики. Ваш классный коллектив трансформируется в пространство трех крупнейших нефтяных компаний. Перед вами 3 слогана известных компаний выберите, тот, который понравился, и определитесь с вашим местом в классе. (2 слайд презентации) Учащиеся выбирают слоган компаний и по табличкам на столах определяют свое рабочее место.
распределите роли лингвистов, финансистов, инженеров – экологов. Гостья, нашего урока – представитель турецкой компании Ботаз, привезла с собой предложение о сотрудничестве и она же будет определять, с какой компанией будет сотрудничать. (Таблица оценивания приложение2) Учащиеся распределяют роли специалистов.
Обозначение игровой ситуации Учителя – это представители Холдинга Сибур, в который поступило письмо от турецкой компании «Ботаз» с предложением о контракте на поставку бензина А92 в объеме 1.5 миллиона литров в год. (Приложение 3). Холдинг Сибур разыгрывает тендер между 3 компаниями «Газпром» «РОСнефть» «ЛУКойл» на поставку бензина, выигрывает компания с самым выгодным предложением. Письмо на англ. языке, как международном, предлагается его перевести лингвистам компаний Лингвисты компаний переводят деловое письмо.
Блок английский язык
Актуализация знаний. Учитель химии: Наша задача получить бензин марки А-92. Мы с вами инженеры –технологи крупных нефтеперерабатывающих компаний и должны хорошо разбираться в процессах получения бензина. Рассматривают формулы других фракций.
Блок химия Из чего можно получить бензин? А как это сделать? Рассматривают процесс крекинга керосина (С8) и ДТ (С12).
Рассматривается состав нефтиСоматлорского месторождения (ХМАО Тюменской области) и сравнивают его с Новопортовским месторождением (ЯНАО). Записывают уравнения реакции крекинга.
Рассматривается процесс фракционной перегонки. Делают вывод. Как можно получить бензин. 3 группы – 3 способа.
Вспоминаем химические формулы алканов на примере пентана и октана. 1 группа получат ректификацией из нефти и риформингом
Как можно из других фракций получить бензин 2 группа ректификацией керосина из нефти, затем крекингом и риформингом
При перегонки нефти наиболее ценная фракция бензин (которую необходимо получить), но выход ее составляет лишь 20% от всей сырой нефти. 3 группа ректификацией ДТ из нефти, затем крекингом и риформингом.
Так как Соматлорская нефть содержит 63% алканов, из которых выгоднее получить наш бензин, но запасы которой уже не сильно велики, то необходимо проводить разведывание нефти на других участках. Очень активно этим занимается компания «Роснефть» в Уватском районе Тюменской области. Компания «Газпром осваивает новые месторождения на севере в ХМАО и ЯНАО.
Но при ректификации и крекинге получают низкосортный бензин А-80. Как получить нужную нам марку?
Проблемный вопрос. Перед вами 2 алкана один линейного строения, другой разветвленного. Один относится к марке бензина А-80, другой А-92. Где какой? Как из одной формулы получить другую, как назвать такой процесс. Рассматриваем процесс риформинга и пишем уравнения риформинга бензина. Полученное вещество необходимо назвать по международной номенклатуре.
Делаем вывод. Как можно получить бензин. 3 группы – 3 способа. .
Блок математики: (учащиеся работают на отдельных партах, в это время в аудитории работают лингвисты) Учитель математики: Учащиеся используют ресурсы Интернет для определения стоимости барреля
Каждая группа выбирает по три «финансиста», которые должны произвести расчеты стоимости заказа в 1,5 млн литров бензина. «Финансисты» компании «Роснефть» производят расчет стоимости данного проекта путем получения бензина из сырой нефти,
«Финансисты» компании «Газпром» производят расчет стоимости бензина, который получают путем переработки керосина, «Финансисты» компании «Лукойл» производят расчет стоимости бензина, который их компания получает путем переработки дизельного топлива .
Время выполнения задания 10 минут. Ответы своих расчетов записывают на листе. Ответы учащихся:
Компания «Роснефть» ( 1,5 млн литров бензина) Компания «Роснефть»
Произведем расчет для 150 литров Наша компания произвела расчет стоимости 1,5 млн литров бензина путем
Для получения 150 литров бензина будем использовать сырую нефть. Сколько литров сырой нефти необходимо, чтобы получить 150 литров бензина, если выход бензина составляет 20% ?Чему равна себестоимость одного литра бензина, и стоимость всего заказа на 1,5 млн литров? В результате произведенных нами вычислений мы получили:
Информация для расчетов: БАРРЕЛЬ НЕФТИ =159 Л, СТОИМОСТЬ 1 БАРРЕЛЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В РУБЛЕВОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ 3250 РУБ (для нахождения стоимости 1 литра нефти) 1 литр бензина стоит……..(100 рублей)
  Общая стоимость заказа ………(150 млн рублей)
Компания «Газпром» »( 1,5 млн литров бензина) Ответы учащихся:
Произведем расчет для 150 литров Компания «Газпром»
Из сырой нефти путем перегонки получают 80% керосина, из керосина получают 70% бензина. Наша компания произвела расчет стоимости 1,5 млн литров бензина
Сколько литров сырой нефти необходимо переработать, чтобы получить 150 л бензина. Чему равна себестоимость одного литра бензина, полученного таким способом? Чему равна стоимость нефти? Оцените стоимость всего заказа. В результате произведенных нами вычислений мы получили:
Информация для расчетов: БАРРЕЛЬ НЕФТИ =159 Л, СТОИМОСТЬ 1 БАРРЕЛЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В РУБЛЕВОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ 3250 РУБ (для нахождения стоимости 1 литра нефти) 1 литр бензина стоит……..(36 рублей)
  Общая стоимость заказа ………(54 млн рублей)
Компания «Лукойл» »( 1,5 млн литров бензина) Ответы учащихся:
Произведем расчет для 150 литров Компания «Лукойл»
Из сырой нефти путем перегонки получают 70% дизельного топлива, из дизельного топлива 75% бензина. Сколько литров сырой нефти необходимо переработать, чтобы получить 150 л бензина. Чему равна себестоимость одного литра бензина, полученного таким способом? Чему равна стоимость нефти? Оцените стоимость всего заказа. Наша компания произвела расчет стоимости 1,5 млн литров бензина
Информация для расчетов: БАРРЕЛЬ НЕФТИ =159 Л, СТОИМОСТЬ 1 БАРРЕЛЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В РУБЛЕВОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ 3250 РУБ (для нахождения стоимости 1 литра нефти) В результате произведенных нами вычислений мы получили:
1 литр бензина стоит……..(38 рублей)
Общая стоимость заказа ………(57 млн рублей)
Блок английского языка. Учитель английского языка: Introduce with the tasks on the slide and be ready to have a talk. You can use the Internet for searching information. And you should prepare questions to the specialists of other companies. Учащиеся отвечают на вопросы слайда, затем мини конференция – прения по теме возможные загрязнения то нефтепереработки и пути ликвидации. Для подготовки своих выступлений используются ресурсы Интернет.
Актуализация знаний по теме: Экологические проблемы. Лингвист – эколог Компания «Лукойл» (примерное выступление), затем ответы на вопросы оппонентов
Soil pollution is represented by buried nuclear wastes, chemical pollution and agricultural impacts. As a result, the Badlands appear and there is danger for people’s health after contact with such soil or after eating products that were cultivated on the polluted territory. There is also a problem of uncontrolled dumpsites that stretch over several kilometers practically near every city of the world. Scientists have invented a lot of methods to clean polluted soil. Phytoremediation, aeration and dredging are among them.
Лингвист – эколог Компания «Газпром» (примерное выступление), затем ответы на вопросы оппонентов:
Oil refinery, consumption and the industry, which is connected with it, are one of the main pollutants of our environment. First of all, burning of fossil fuels, like petroleum and oil, is the reason for so called Greenhouse Effect. Secondly, it pollutes the atmosphere with different kinds of wastes. For example, it is the major source of suspended particulate matter. It is dust and soot released from the industrial chimneys, which size is extremely small. It is very harmful for our health and can cause such diseases as asthma, lung cancer and respiratory diseases. Finally, about 90% of soil pollution is caused by industrial waste products, which affects plant and animal species.
Лингвист –эколог Компания «Роснефть (примерное выступление), затем ответы на вопросы оппонентов:
Products of oil refinement may cause a disastrous effect to water. In the place of an oil spill there is a thin membrane that doesn’t allow water to breathe and kills birds and other animals. A great number of plants and sewerage systems drain waste directly into the water bodies. According to the rules, all these organizations must build cleaning facilities, and people must utilize their wastes. продукты нефтепереработки может вызвать катастрофические последствия для поверхности воды.
Блок химии (экология) Учитель химии: Использование нефтепродуктов неизбежно ведет к загрязнению окружающей среды. Настоящим бедствием становятся розливы нефти и нефтепродуктов при техногенных авариях. Учащиеся опытным путем выясняют каким способом лучше очистить поверхность воды от разлитой нефти. Затем Экологи представляю свои выводы.
Практическая работа
Ваша задача используя различные адсорбенты и инструктивные карточки найти наиболее качественный адсорбент для удаления нефтяного пятна с поверхности воды.
Перед вами на столах образец нефти, давайте исследуем ее свойства
1. Рассмотрите образец нефти.
2. Налейте воды в стеклянную чашку Петри и поместите немного нефти в воду:
1. Растворяется ли нефть в воде?
2.Образуется ли плёнка на поверхности воды? Какой цвет она имеет?
Делаем вывод:
Добавляем активированный уголь (1 группа), древесные опилки (2 группа), пробуем удалить кусочком бумаги (3 группа).
Представление полученных результатов экологами компаний.
 Рефлексия деятельности. Учитель математики: Итак, уважаемые финансисты представьте свои расчеты и мы подходим к основной части разыгрывания тендера. Учащиеся представляют результаты свои вычислений.
Учитель задает вопрос представителям компании «Роснефть», почему они вышли к Турецкой стороне с таким странным предложением (1 литр бензина стоимостью 100 рублей). Учащиеся отвечают, что в Турции бензин очень дорогой и ,может быть они не одержат победу при розыгрыше тендера сегодня, но их предложением могут заинтересоваться другие турецкие компании. Представитель из «Турции» внимательно прослушав результаты расчета «Финансистов», вручает тендер самой достойной компании. И дает оценку деятельности каждой компании. Компании подписывают тендер (Приложение 4)
Отзывы учащихся о трудностях и наиболее интересных видах работы.

n Botas.
Turkey

Dear Sirs,

We are impressed by the quality of petrol A92 that was displayed on your stand at Sibur exhibition. We are ready to sign a contract of petrol supply in volume of 1.5 million liters a year. We should be obliged if you would forward fuller details of current price.

Yours faithfully,
_________
John Dixon
Purchasing Manage

Уважаемые господа!

Мы впечатлены качеством бензина А92, который был представлен на выставке Сибур. Наша компания готова заключить контракт о закупке 1.5 миллиона литров бензина в год.

Мы были бы Вам признательны, если бы Вы направили нам текущий прейскурант цен.

С уважением,
_________
Джон Диксон
Ответственный за закупки


CONTRACT FOR SALE AND PURCHASE OF RUSSIAN PETROL

 

THIS CONTRACT made on the 04/10/2017 BETWEEN ______________________ a Corporation established under the laws and acting on behalf of the Russian Federation having its head office at ____________________, Tumen which expression, where the context so admits, include its successors-in-title and assigns) of the one part and : Botaz a company/corporation incorporated under the laws of Turkey, (hereinafter called “BUYER” which expression shall, where the context so admits or requires include its successors-in-title, and assigns) of the other part.

WHEREAS: (1) SELLER is willing to enter into petrol sales and purchase contract with BUYER for the sale of specified Russian petrol for a period of twelve (12) months certain as shall be stipulated under the Contract.

(2) BUYER has represented that it has the financial resources for 1.5 million litres of petrol A92 by _________________________rubles and necessary capability to enter into the petrol sales and purchase contract and has agreed with the SELLER to be bound by all obligations stipulated under the contract as set out in the Contract.

NOW IT IS HEREBY AGREED BY THE PARTIES AS FOLLOWS:

SIGNED for and on behalf of: _______________________________(Name of Company)

By: . Name:..................................................................

Designation:........................................................

SIGNED for and on behalf of: Botaz

By: Name:..................................................................

Designation:........................................................


   
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. СОГЛАСЕН
2015 © SAYAM - Персональный сайт учителя.