Симанбаева Аягоз Маратовна,
учитель английского языка,
МАОУ «Средняя школа №1»

Эссе.

Я – учитель.

Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний,
учителю надо впитать море Света.
В.А. Сухомлинский

В этом году я впервые увидела море. Хорошо помню тот момент, когда машина, на которой я ехала, вывернула на очередном горном повороте серпантина и… передо мной просто распахнулась эта необъятная синева, перетекающая в глубину неба. То, что я испытала, был даже не восторг, вернее это назвать благоговением. Эта искрящаяся на солнце громадина в один миг заполнила собой все мое существо, хотелось поскорее прикоснуться и всеми доступными человеку чувствами познать его. Окунуться, погрузиться, раствориться… Но вот картинка сменилась, и я уже на берегу, эмоции улеглись и включился анализ. Вот он пляж: малыши барахтаются на мелководье, учатся плавать. Чуть дальше ребята постарше и взрослые, не обученные балансу на воде. А далее, у буйков, совсем опытные пловцы.

Как же все это символично для меня, учителя. Наверное, правы те, кто говорит, что учитель - не профессия, это диагноз. Невыключающийся, он во мне сразу провел философскую параллель: море – школа. И потому я уверена, что ребенок, который приходит в школу впервые, испытывает то же самое чувство, что я при виде моря. Эта вселенная со своими правилами, законами и даже течениями, плавно переходящая во взрослую жизнь. И как же важно, чтобы твой учитель научил тебя заплывать за буйки, а не остаться тем взрослым, который не умеет держаться на воде. Такому учителю должны доверять, следовать его инструкциям и техникам. Так же как и на воде,в школе малышу нужно присутствие взрослого, спокойный голос и уверенность: все хорошо, ты справишься, все преодолеешь.

Идем, а да… плывем дальше. Вот ребята постарше, среднее звено. Они «пообвыклись», и все для них обманчиво знакомо. Но приглядимся повнимательнее: вот группка просто играется или даже балуется, а эти оттачивают технику плавания, те рассматривают мелких рыбок и крабиков, а кто-то любуется отражением облаков в воде. Да это же мои 7-8 классы! Шумные, подвижные, одинаковые по возрасту и такие разные по интересам. Мой предмет, английский язык, для них уже средняя глубина, мы знаем некоторые времена, немного лексики. Мне, как предметнику, конечно же интересны те, кто стремится к буйкам. Вот она могучая кучка, назовем некоторых из них: Илья – победитель областного этапа конференции «Шаг в будущее», Вика – призер УРФО, Аня – призер олимпиад. Это лидеры, тут своя техника, опережающие задания, дополнительные упражнения и много практики. Они уже сейчас знают, что язык станет определяющим при выборе профессии.

А вот те, кто любит пошалить, поиграть, ну что же, играть вместе веселее. Мы играем в слова, в угадай-ку, кто быстрее, кто лучше, и вот освоена очередная глубина или высота, неважно. Ах, у вас телефоны?! Хорошо, а давайте «загуглим» вместе как звучит это слово, транскрипцию которого не нашли в словаре или найдем информацию о человеке, или месте, что мы прочли в тексте. Я обожаю это поколение юных пользователей цифровых девайсов. Возможно, они не слышали о казаках-разбойниках из моего детства, но в море информации они лоцманы. Аня создает мультфильмы и ведет блог! И это в 7 классе! Аня, тебе обязательно надо знать английский, ты же будущая звезда – блогер! Саша пишет электронную музыку, надо знать, что пишут в программе, а она на английском. You are welcome, Саша, в пятницу на дополнительный урок. А вам любители онлайн стрелялок, надо осваивать переводчики, ведь основной язык общения в международном чате – английский. Что? Ой, честно я не знаю, как будет бронетранспортер на английском, давай вместе посмотрим.

Мои милые тихони, вы не ускользнете от меня, ведь я – «Учитель – инструктор», а как же научиться плавать или так и будем на берегу стоять? Смотри, как ты красиво рисуешь! А можешь к этому тексту картинку нарисовать, очень надо, сама не умею. Не знаешь о чем текст? А давай, ты дома переведешь и нарисуешь. Во много прав Клэй П. Бедфорд сказав, что за один день можно преподать урок, но если воспитать в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь.

Течение плавно переносит выше … старшие классы. Кто я среди этих уверенных в своих силах и уже отмеченных различными регалиями «почти-взрослых»? Они высоченные парни, победители и призеры спортивных соревнований, они задумчивые обладатели дипломов по математике и физике, девушки модельной внешности, ведущие свои дэнс-клубы и онлайн уроки по мейкапу. Мое «Я» перерастает в «Мы», мы сотрудники, ну а Я по праву опыта, советчик. Урок - обсуждение, урок - дискуссия, урок- проект, как часто мы меняемся ролями, и уже ребята поясняют мне как лучше использовать тот или иной интернет-ресурс, как красивее оформить презентацию и какой бит лучше звучит. Я люблю умный взгляд и глубину суждения Насти, ее неординарность и нестандартность. Я учусь у нее умению видеть вещи с другой точки зрения. А у Андрея я учусь математике и стройности таблицы Менделеева, когда по программе мы читали тексты о нем. С Сашей научились читать теорему Пифагора на английском, а когда-то поступая в Северо-Казахстанский университет в 1990 году на филфак, я радовалась, что с алгеброй покончено. Но с неугомонными «старшаками» я учу все заново, и представьте, сейчас мне это интересно! «Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться» вспоминаю я слова Ральфа Эмерсона.

А вот и мои скалы – ребята, которым скучно на уроках, найдется ли ответ что делать со слабой мотивацией к учебе? В любом классе отыщется человек или группа, которым английский язык не интерес, как впрочем, и история или что-нибудь еще. Успокоить себя китайской поговоркой, что учителя открывают дверь, а входишь ты сам? Не получается, и потому вновь бьется моя волна о скалы и шумит прибой. Я, та капля, что точит камень. Я та, кто ищет ответ на вопрос «Какой мне стать, чтобы меня услышали?»

Видимо, моя любовь к вопросам и загадкам передалась моим ученикам, а как еще объяснить тот факт, что сну в субботнее ранее утро, мы дружно предпочли отправиться в Тюмень на областной чемпионат по интеллектуальным играм. Среди 45 команд мы 6 в общем зачете, хотя в прошлом году повезло чуть больше, были третьими. Интеллектуальный клуб в нашей школе - это особое образование, тут отступает возраст, бывало, малыши давали фору старшеклассникам. Четыре года абсолютного лидерства в городе среди школьных команд, дистанционные игры на Всероссийском уровне такова скромная копилка достижений моих умнейших ребят из 7 – 11 классов. Сейчас в школе уже 4 команды, но что очень радует и чему можно учиться у них взрослым – это здоровой и красивой конкуренции. Ребята переживают друг за друга, обсуждают после игры вопросы и способы выхода на правильный ответ. «Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ» слова Александра Ллойда очень мне по душе.

21 век - время постоянно движущихся вперед энергий, технологий и идей. По мнению Алвина Тоффлера неграмотными людьми 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться. Учитель сегодня это не просто транслятор и обладатель фундаментальных знаний, это тот, кто должен уметь менять свой статус, функционал, уметь подстраиваться. Учитель сегодня – это инструктор и советчик, помощник и психолог, сотрудник и наставник. Это носитель положительной и созидательной энергии, абсолютной и безусловной любви к детям и своему делу. Но учеба - это не одиночный заплыв, это дружная и надежная команда коллег и родителей. Мне очень повезло - они у меня есть! Я чувствую за спиной их одобрение и поддержку, это придает сил и уверенности. 

Вновь я стою на берегу своего «моря», вижу удаляющиеся фигуры обученных мною «пловцов». Правильно ли они подготовлены, правильно ли подобраны методы и техники? Удачно ли сложится их жизнь, карьера? Смогут ли в бурю помочь ближнему, а в штиль не потерять жизнелюбие? Я учитель, который любит вопросы, но еще я та, кто верит в своих учеников. Они пройдут все предназначенные им жизнью уроки, усвоят их, сделают нужные выводы, и вернутся, уже со своими детьми и вновь будет блестеть на солнце мое море.

Ученики

   
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. СОГЛАСЕН
2015 © SAYAM - Персональный сайт учителя.